mrMinstroyМинстрой не выявил законодательного запрета вступления строителей в межрегиональные СРО

19 августа 2016 года Минстрой России написал письмо в НОСТРОЙ на имя президента Ассоциации А.Ю. Молчанова в ответ на его обращение(ознакомиться с текстом можно здесь). Письмо направлено за подписью заместителя министра Х.Д. Мавлиярова.

 В своем письме Минстрой указывает:

«Статьей 6 Федерального закона № 372-ФЗ для отдельных его положений предусмотрен переходный период необходимый для осуществления дополнительных мероприятий организационного характера с целью обеспечения установленных требований.

Так установленными требованиями переходного периода является:

- уведомление до 1 декабря 2016 г юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющихся членами  саморегулируемой организации, о добровольном прекращении членства, либо о сохранении членства  с приложением документов, указанных в части 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ

- переход юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемые организации, регистрация по территориальному признаку которых совпадает с регистрацией таких членов саморегулируемой организации с сохранением ранее внесенных ими средств компенсационного фонда».

Далее в письме указывается о праве членов СРО, добровольно прекративших членство СРО с целью перехода в другую региональную СРО, написать заявление не позднее 1 сентября  2017 года о перечислении взноса в компфонд в новую СРО, далее Хамит Давлетярович пишет:

«Следовательно прием в переходный период в члены саморегулируемых организаций индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации, отличным от места регистрации саморегулируемой организации, может привести к нарушению основополагающего принципа автономности юридического лица (индивидуального предпринимателя), созданию дополнительных барьеров в их деятельности и повлечь негативные последствия, такие как утрата ранее внесенных, а равно -  вносимых в переходный период, средств компенсационного фонда, что, по мнению Минстроя России, противоречит принципам саморегулирования, заложенным в законодательстве».

Эксперты Общественного Совета полностью согласны с Хамитом Давлетяровичем. Федеральным законом 372-ФЗ внесены существенные изменения в Градкодекс, и основная направленность саморегулирования в сфере строительства теперь связывается с так называемой регионализацией. Переходный период, о котором говорит Минстрой, завершается осенью 2017 года, и специалисты Минстрой не нашли норм закона, запрещающих вступления в межрегиональные СРО, то есть вступление не в ту СРО, которая зарегистрирована в субъекте, в котором находится кандидат в члены СРО.

Действительно такого запрета в законе нет, однако Минстрой обращает внимание, что такие вступления нецелесообразны и указывает возможные негативные последствия, как возможная утрата компфонда и излишние действия, которые необходимо предпринять членам СРО, сначала вступая во внесубъектную СРО, а затем не позднее 1 сентября 2017 года такой организации нужно будет переходить в СРО по месту своей регистрации. Данные излишние действия, которые придется сделать, Минстрой называет административным барьером, что, скорее всего, таковым и является.

Специалисты Общественного Совета с этим согласны, при этом обращают внимание на следующее: законодательных ограничений на вступление во внесубъектное СРО  нет, таких ограничений не нашел и не указал  НОСТРОЙ, Минстрой, а также Ростехнадзор в своих разъяснениях. При этом в части административных барьеров эксперты Общественного Совета не согласны с мнением Минстроя, поскольку административным барьером принято называть навязывание каких-либо норм и правил для субъектов предпринимательской деятельности. В данном же случае кандидату в члены СРО никто не навязывает вступать во внесубъектную СРО, это его самостоятельный выбор. В настоящий момент в 90 % субъектов РФ имеются саморегулируемые организации, потому действия кандидата  в члены СРО по выбору СРО - субъектной или внесубъектной - являются добровольным выбором и такой кандидат в члены СРО  не ограничен в нем, из чего следует, что административного барьера здесь не существует.

Согласно части 3 статьи 3.3. 191-ФЗ:

«С 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:

1)……

2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация…».

Тем самым, законодательно указан предельный срок соответствия СРО  требованиям законодательства – это 1 октября 2017 года. Если в эту дату СРО будет иметь межрегиональных членов, т.е. внесубъектных, то такая СРО  будет признана несоответствующей требованиям законодательства. И как мы понимаем, до этой даты следует считать, что СРО соответствует требованиям законодательства.

 В завершении своего письма Минстрой России указывает, что «письма Минстрой России, его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а являются мнением, не обязательным для правоприменения».

Эксперты Общественного Совета полностью согласны с данным утверждением. Тем самым, делаем выводы, что Минстрой не нашло законодательных ограничений на вступление в СРО внесубъектных членов, а выразило рекомендации и мнение о том, что вступление в межрегиональные СРО является нецелесообразным, однако в последнем абзаце письма, процитированном выше, прописано, что все это является лишь только мнением, не обязательным к правоприменению.

Письмо Х.Д. Мавлиярова от 19.08.2016 № 26849-хм/02