kotenkoffЧленам СРО не придется формировать компфонд обеспечения договорных обязательств (для средневзвешенных СРО)

Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанный 3 июля 2016 года Президентом России и уже опубликован. Отдельные его положения вступили в силу с момента его опубликования. Он несет в себе для СРО много нового.

Одним из новшеств является установление для СРО, при определенных условиях, необходимости формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Ранее наши эксперты рассмотрели следующие вопросы компфондов: перевод средств в другу СРО по заявлению вышедшего членавозврата средств компфондасенсационной возможности его ликвидацииоплату взносов третьими лицамиразмер взносов в КФ после опубликования законарассрочку внесения средств в компфонд.  

У многих СРО и их членов возникает вопрос: сколько денежных средств членам СРО надо готовить для внесения взносов в этот новый компенсационный фонд?

Анализ эксперта Общественного Совета Петра Котенкова показал, что членам саморегулируемых организаций не придется вносить денежные средства в новый компфонд обеспечения договорных обязательств.

Согласно новому закону второй компенсационный фонд (обеспечения договорных обязательств) СРО обязана сформировать, если 15 членов проектной или изыскательской СРО или 30 членов строительной СРО заявят о своем намерении участвовать в заключении государственных и муниципальных контрактах на конкурсной основе.

В этом случае коллегиальный исполнительный орган СРО принимает решение о формировании такого фонда.

Согласно новой редакции статьи 5516 Градостроительного кодекса РФ минимальный взнос в компфонд обеспечения договорных обязательств для проектировщиков и изыскателей составляет 150 тысяч рублей, для строителей – 200 тысяч рублей.

Новый закон предписывает СРО зачислить в КФ обеспечения договорных обязательств средства КФ СРО, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в СРО, доходы, полученные от размещения средств компфонда (часть 12 статьи 33 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»).

Иными словами, формируя нововведенный компенсационный фонд, саморегулируемая организация вправе обратиться к средствам ранее сформированного компфонда возмещения вреда, оставшимся от исключенных и добровольно вышедших организаций.

У средневзвешенной СРО от 10 до 100% исключенных членных по отношению в действующим. Сегодня около 125 тысяч строительных организаций на (примерно) 270 СРО-членов реестра НОСТРОЙ, то есть около 460 организаций на каждую СРО.

Если за основу взять средние 50% исключенных в каждой СРО, то 230 полученных исключенных членов умножаем на 400 тысяч взноса, и получаем, что в среднем в компфонде от исключенных членов у СРО 92 млн. Конечно, у некоторых средства компфонда закрыты в банках, лишенных лицензий, но у некоторых они в наличии.

Итак, 92 млн – профицит КФ исключенных или добровольно вышедших членов. Минимальный компфонд обеспечения договорных обязательств при 30 членах и взносе в 200 тысяч рублей – 6 млн.

То есть количество средств расчетных превышает планку в 15 раз! Получается, что средневзвешенным СРО не придется собирать второй компфонд на минимальной планке.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере одной средневзвешенной строительной СРО и посмотрим, как это будет выглядеть на практике.

Возьмем из реестра  НОСТРОЙ сведения о первой в списке саморегулируемой организации -  Союз членов СРО «СРО Союз МООС».

Согласно реестру на 5 июля 2016 года в данной СРО имеется 176 действующих членов. С момента создания СРО по 5 июля 2016 года прекращена деятельность также 176 членов.

По закону в случае прекращения членства в СРО взнос, внесенный в компенсационный фонд, таким членам не возвращается.

Таким образом, в данной СРО аккумулированы денежные средства взносов в компенсационный фонд 176 членов вышедших или исключенных из СРО.

Возьмем, например, минимальный размер таких взносов, который по старому закону был равен 300 тысяч рублей. Умножаем количество исключенных членов на минимальный взнос, и получаем ориентировочную сумму, которая осталась в КФ от исключенных членов:

176 Х 300 000 = 52 800 000 руб.

Разделим эту сумму на минимальный взнос в компфонд обеспечения договорных обязательств по новому закону – 200 тысяч:

52 800 000 / 200 000 = 264

Такое количество членов можно обеспечить взносами за счет средств, которые остались в СРО после исключения 176 членов.

Для определения минимального размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательства мы умножим количество действующих членов на минимальный взнос в новый КФ:

176 Х 200 000 = 35 200 000 руб.

Таким образом, из 52 мил 800 тысяч руб, оставшихся в компфонде СРО после исключения 176 членов, на формирование второго компфонда (обеспечения договорных обязательств) потребуется лишь 35 мил 200 тыс рублей.

 Как видно из приведенного выше примера, «СРО Союз МООС» выполнит требования закона по формированию второго компенсационного фонда и не будет просить у членов СРО оплатить взносы в такой компфонд.

Более того, общеизвестно, что взносы в компенсационный фонд  некоторые исключенные члены СРО вносили в больших, нежели чем 300 тысяч рублей, размерах.

Кроме того, следует учесть и проценты, начисленные на средства компфонда, ведь они также перечисляются в фонд обеспечения договорных обязательств.

С учетом этого размер внесенных средств в компфонд возмещения вреда прекратившими членство в СРО лицами значительно возрастет.

         При таких обстоятельствах членам средневзвешенного СРО не требуется платить взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, поскольку СРО перечислит такие средства из имеющегося КФ возмещения вреда, если конечно такой компфонд СРО не завис в банкротном банке.

Эксперт Общественного Совета Петр Котенков
Все материалы экспертов Общественного Совета о применении нового закона читайте в разделе "Новый закон"