rfНеоднозначность нового закона: Смогут ли СРО переводить средства компфонда покинувших ее членов в другие СРО?

Эксперты Общественного Совета продолжают анализировать уже подписанный Владимиром Путиным закон, вносящий изменения в Градостроительный Кодекс.

Исполнительный директор Общественного Совета Сергей Афанасьев рассмотрел часть 13 статьи 3.3, в которой указывается, что строители, добровольно прекратившие членство в одной СРО с целью перехода в другое СРО по месту регистрации, могут по заявлению обязать свою прежнюю СРО перечислить компенсационный фонд в новую СРО, тем самым будут освобождены от новых затрат на внесение взносов в компфонд.

Ранее наши эксперты изучили возврата средств компфондасенсационной возможности его ликвидацииоплату взносов третьими лицамиразмер взносов в КФ после опубликования законарассрочку внесения средств в компфонд.   

При этом законодатель ограничил срок перехода организации вместе с компенсационным фондом, установив предельную дату 1 сентября 2017 года. Перейти можно и раньше, а заявление нужно подать не позднее этой даты. Однако не все так однозначно.

Приводим норму закона – ст. 3.3 часть 13:

«Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицоиндивидуальный предприниматель.

В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение. При этом при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства,подлежащие перечислению в соответствии с настоящей частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации».

На первый взгляд все просто: сначала строитель пишет заявление о добровольном выходе из своей старой саморегулируемой организации, затем пишет заявление в новую СРО, там документы рассматривают в установленный законом срок (обратим внимание - теперь он составляет два месяца), и в случае соответствия кандидата в члены СРО требованиям новой саморегулируемой организации принимается решение о его приеме в члены, после чего он должен уплатить средства в компенсационный фонд.

Сразу же после принятия решения о приеме решения в новую саморегулируемую организацию уже на следующий день он может написать заявление в старое СРО с просьбой или требованием перечислить средства компенсационного фонда в новую СРО. Вот тут то и начинаются проблемы.

У строителя есть право требовать эти деньги у старой СРО. Перечисление средств четко зафиксировано в законе, однако, банк в котором лежат средства компенсационного фонда, определенный на основании Постановления Правительства (вероятнее всего, такое Постановление вступит в силу к 1 ноября текущего года), не вправе перечислить эти деньги в другую СРО, поскольку его действия регулируются нормой закона, а именно частью 4 статьи 55.16:

«Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;»

Как мы видим, все закрепленные выше права на перемещения компенсационного фонда есть. Однако, статья, определяющая порядок реализации этих прав, имеет закрытый перечень оснований, по которым  банк, определенный специальным Постановлением Правительства, мог бы перечислить эти денежные средства. Конечно, это не ошибочно перечисленные денежные средства, не выплата из компенсационного фонда  и не размещение. Таким образом, статья 3.3 закона и статья 55.16 не дают  строителю воспользоваться своими правами после перечисления средств компенсационного фонда в уполномоченный банк.

Можно предположить, что законодатель имел в виду, что такие переходы в другие СРО необходимо сделать до размещения средств в уполномоченный банк, т.е. до 1 ноября 2016 года. Однако в части 13 статьи 3.3 четко и однозначно указано, что право написать заявление на перечисление денежных средств у строителя имеется до 1 сентября.2017 года.

Налицо - коллизия, когда одна норма закона не позволяет реализовывать другую норму закона.

Как же может разрешиться эта ситуация? Эксперты Общественного Совета считают, что возможен следующий сценарий:

Версия 1

Перед перечислением средств компенсационного фонда на спец счета нужно отдельно обсчитать и обособить средства, требуемые СРО для перечисления переходящих в другие СРО членов и не перечислять их на спец счета. Скорее всего, Ростехнадзор посчитает это нарушением. Однако, если этого не сделать, и в последующем, по заявлению переходящего члена СРО не перечислить в новую саморегулируемую организацию, то это будет тоже нарушение. Здесь уже надо выбирать, какое нарушение жестче, а какое мягче, поскольку такое заявление может поступить в СРО до 1 сентября 2017 года.

Версия 2

Перечисление средств по заявлениям переходящих членов до 1 ноября вовсе не несет в себе никаких нарушений, потому что возможно многие уложатся в этот срок, т.е. до наступления законодательной коллизии.

Версия 3

Не исключено, что законодатели в начале осенней сессии внесут поправки в закон и коллизия разрешится законодательным способом, хотя это маловероятно. Как мы видим, сроки прохождения законопроектов через Государственную Думу, Совет Федерации и итоговое подписание у Президента большие.

Версия 4

СРО может и не перечислять денежные средства в другое СРО, раз уж банк не будет пропускать такой платеж. Как указанно выше, банку законодательно наложен запрет на все операции, кроме трех предусмотренных  законом видов. В этом случае строителю придется в своей новой СРО снова внести деньги и обращаться в суд, либо ждать законодательного разрешения коллизии, вложив собственные денежные средства.

Версия 5

Не исключается, что Постановление Правительства не будет готово в ближайший срок, либо порядок его вступления в силу или порядок  реализации могут быть растянуты, и вся законодательная конструкция вступит в силу позднее. А до этого времени СРО можно будет не перечислять денежные средства на спец счета и не реализовывать нормы закона по переводу средств компенсационного фонда переходящим из одной СРО в другую членам.

Версия 6

Если все же наступит срок перечисления компфонда на спец счета до 1 сентября 2017 года, то, возможно, СРО, заранее обособив денежные средства и не перечисляя их на спец счета, может протянуть время. Конечно, в этом случае Ростехнадзор может проверить в любой момент, вынести  предписание, а потом при повторной проверке уже надо будет показать, скорее всего, исправленное положение и перечисленные средства компфонда на спец счета. Хотя и в этом случае при проверке Ростехнадзора СРО должно будет определить, какое из нарушений для СРО более приемлемо: либо не выполнить норму закона о переводе средств компфонда на спец счета, либо нарушить требования части 13 статьи 3.3 о возврате, о перечислении средств компенсационного фонда на счета новой СРО, куда вступил их бывший член.

 

Исполнительный директор Общественного Совета Сергей Афанасьев

Все материалы экспертов Общественного Совета о применении нового закона читайте в разделе "Новый закон"