StaritsyinНовый закон сенсационно намекнул саморегулируемым организациям о возможности ликвидации компфонда, кроме фонда договорных обязательств?

Общественный Совет по развитию саморегулирования продолжает публиковать экспертные мнения в отношении новаций новой версии Градостроительного Кодекса, изменения в который уже одобрены Советом Федерации и уже подписаны  Президентом РФ.

Председатель Общественного Совета Алексей Геннадьевич Старицын внимательно изучил норму поправок в закон, указанную в части 8 обновленной статьи 55.4, которая излагается в следующей редакции:

«Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи и сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации».

Эксперты Общественного Совета не смогли сформировать точного мнения, однако в законопроекте буквально написано, что компенсационный фонд договорных обязательств ликвидировать нельзя. Однако ничего не указано о компенсационном фонде возмещения вреда. Нет прямых указаний, что этот фонд нельзя ликвидировать, потому что отдельно дано указание только про компенсационный фонд договорных обязательств.

Так можно или нельзя ликвидировать компенсационный фонд возмещения вреда?

Мнение законодателей, конечно, революционное. До настоящего момента этот вопрос не обсуждался в профессиональной среде. Более того, попыток ликвидации компенсационного фонда возмещения вреда на практике не случалось. Причины, по которым возник запрет на ликвидацию компенсационного фонда договорных обязательств, непонятны. Почему не запретили ликвидировать компенсационный фонд возмещения вреда - тоже неясно. Опытные юристы сходятся во мнении, все, что не запрещено, то разрешено.

И что же получается, что компенсационный фонд договорных обязательств нельзя ликвидировать, а компенсационныйфонд возмещения вреда можно?

Эксперты Общественного Совета не делают никаких утверждений, мы только в чистом виде приводим норму закона, задаваясь вопросами.

Вопрос компенсационного фонда и что вообще такое фонд оживленно обсуждался на стадии становления саморегулирования - на стыке 2008-2010гг. Так что же такое фонд? Фонд - это та сумма, которую каждый член некоммерческой организации должен внести в порядке обеспечения собственной ответственности.

Является ли сумма взносов членов СРО, то есть сумма фондов, общим фондом?

В законе это не прописано, то есть как такового понятия «компенсационный фонд» не сформулировано.  В какой момент компенсационный фонд саморегулируемой организации считается сформированным? И это закон не указывает, кроме как в изначальной статье 55.4, когда при получении статуса СРО в Ростехнадзор должны были представляться сведения о том, что в организации не менее 100 членов, которые сформировали компенсационный фонд в размере не менее чем 300 000 рублей на одного члена. Таким образом, единственное законодательно описанное понятие - о том, что фонд должен составлять не меньше чем 30 000 000 рублей.

В пункте 5 статьи 55.10 определено, что исключительной компетенции общего собрания членов СРО относятся следующие вопросы:

«установление размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации: компенсационный фонд возмещения вреда и  компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, порядка формирования таких компенсационных фондов. При этом размеры взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации устанавливаются не ниже минимальных размеров взносов в такие компенсационные фонды, предусмотренных частями 10 - 13 статьи 5516 настоящего Кодекса;»

Как мы видим, и в этой статье законодатель не сформировал понятие компенсационного фонда, однако указал, что порядок формирования этого компенсационного фонда относится исключительно к компетенции общего собрания СРО. Таким образом,решением общего собрания СРО сама должна сформировать понятие компенсационного фонда, что он составляет, а также к компетенции собрания относится определение размеров взносов в этот компенсационный фонд.

Возможно, законодатель намекает, что раз сам компенсационный фонд формирует общее собрание членов СРО - его размер, порядок формирования, размер взносов, вносимых в этот фонд, - то ликвидации (расформирование, раздача и т.п.) этого фонда возможно также относится к исключительной компетенции общего собрания членов СРО. То есть собрание само приняло решение о создании фонда, утвердило внутренними документами, и само может ликвидировать его в последующем. Может быть, на эту норму ссылаются законодатели, внося поправки в новый закон?

Эксперты Общественного Совета не смогли найти точного ответа. После размышлений остается констатировать только одно (то, что прямо написано в законе) – формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является исключительно компетенцией общего собрания, при этом после такого формирования компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств ликвидировать нельзя, а в отношении компенсационного фонда возмещения вреда ограничений не поставлено.

Председатель Общественного Совета А. Г. Старицын

 

 

О важных моментах относительно компенсационного фонда в новом законе читайте разъяснения других наших экспертов:

Новый закон разрешает оплату взносов в компенсационный фонд третьими лицами. Но не всеми

- Какие СРО станут не соответствующими требованиям закона с 1 апреля 2017 года

- Новый закон: исключать из СРО за долги по членским взносам нельзя. По новому закону делать это можно только на основании внутренних документов

- Новый закон легализовал рассрочку внесения взноса в компенсационный фонд. Однако ограничил ее 30 днями

- Новый закон: СРО обязаны возвращать средства компенсационного фонда вышедшим из СРО организациям, но не всем. Экспертное мнение Общественного Совета