На Урале некому строить социальные объекты

otr1 7.02.2020

Власти Свердловской области сетуют на отсутствие в регионе застройщиков, желающих возводить соцобъекты на условиях государственно-частного партнёрства. Чтобы стимулировать их на участие в ГЧП, областное правительство решило сократить на полмесяца сроки подачи заявок. Застройщики сомневаются в эффективности данной меры и предлагают чиновникам подработать устаревшие нормы.

Об отсутствии частных инициатив от свердловских застройщиков на возведение социальных объектов на основе ГЧП рассказал заместитель губернатора Свердловской области Олег Чемезов на заседании регионального правительства. «По поручению губернатора с августа 2019 года рассматриваем варианты ГЧП. Пока никто не сформировал частную инициативу, хотя на встречах и банки, и застройщики подтверждают свою готовность»,— цитирует Чемезова «Коммерсантъ». Именно Чемезов предложил перенести сроки подачи заявок на строительство школ и других социальных объектов на условиях ГЧП с 6 марта на 20 февраля, а в случае отсутствия желающих объявить публичный конкурс.

Механизм ГЧП предполагает, что частный партнер (застройщик) выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, строит здание и осуществляет техническую эксплуатацию объекта в течение оставшегося срока соглашения. После сдачи объекта в эксплуатацию областные власти в течение установленного срока компенсируют равными платежами затраты. По завершении срока соглашения застройщик передает здание в собственность государству.

В областном правительстве считают, что девелоперы должны быть заинтересованы в развитии социальной инфраструктуры в районе, который застраивают, — это повысит привлекательность района и увеличит продажу квартир. Однако участники рынка не очень-то доверяют самому механизму ГЧП.

«Я слабо представлю длинные вложения в государственно-частное партнерство и то, каким образом девелопер потом сумеет вернуть деньги»,— пояснил директор группы ЛСР на Урале Владимир Крицкий. По его мнению, застройщикам невыгодно вкладывать средства в такие проекты. «Мы платим налоги, на которые строятся социальные объекты. Создание социальной инфраструктуры — это задача государства. Мы свою задачу выполняем честно и хотим какой-то отдачи»,— добавил Крицкий.

«Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если в период действия соглашения произойдут изменения в законодательстве или в ходе реализации федеральной программы финансирования, застройщик не окажется крайним в этой цепочке. Чтобы предметно обсуждать механизм ГЧП, необходимо понять, как именно будет защищен от рисков частный партнер»,— отметил гендиректор «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев. По его словам, в рамках ГЧП проблему нехватки мест в школах можно решать реновацией старых школ, однако сейчас этому мешают устаревшие нормы СанПиНа.

Исполнительный директор СРО «Ассоциация строителей Урала» Вячеслав Трапезников подчеркнул, что застройщики не против строить социальные объекты. Он отмечает отсутствие необходимой законодательной базы. «Заходить в проекты с десятилетними горизонтами мешает массив нормативных документов федерального и регионального уровня. Он не гарантирует наличие четких недвусмысленных юридических процедур, которые застрахуют компанию от прямых убытков»,— пояснил господин Трапезников.

По его мнению, для привлечения девелоперов необходимо модернизировать нормативную базу. «Почти уверен, что областной закон о государственно-частном партнерстве, который описывал бы в качестве приоритетных кейсов строительство социальных объектов, был бы востребован»,— предположил Вячеслав Трапезников.

Источник: Информационный портал «Саморегулирование»