Комитет НОСТРОЙ по строительству объектов топливно-энергетического комплекса предпринял новую попытку возвращения отраслевого принципа формирования СРО для ТЭК и атомщиков

По сообщению председателя комитета Виктора Опекунова, ранее Комитет Государственной Думы по энергетике создал рабочую группу по внесению изменений в законодательство в области саморегулирования в топливно-энергетическом комплексе и атомной энергетике. Данная группа подготовила законопроект по внесению поправок в Гадкодекс, но Минстрой России инициативу не поддержал.

Инициаторы поправок считают, что Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ привёл к дезинтеграции строительных комплексов, сформированных в составе отраслевых СРО; разрыву единого нормативно-технического пространства; утрате контроля и надзора за подрядными организациями; утрате единых подходов к обеспечению строительных площадок квалифицированным персоналом.

Однако позиция Правительства РФ и Комитета по транспорту и строительству состоит в том, что именно отраслевые саморегулируемые организации монополизировали строительный рынок накануне его перезагрузки, «в том числе путём принудительного членства строительных компаний в таких организациях и ограничения допуска на рынок добросовестных компаний, не являющихся их членами».

Первая попытка провести через Государственную Думу возврат отраслевого принципа провалилась. Законопроект №201354-7 был отозван субъектом права законодательной инициативы до его рассмотрения в первом чтении.

Концепция «нового» законопроекта, разработанного рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по энергетике и одобренная комитетом Опекунова при ближайшем рассмотрении оказывается «хорошо забытым старым»:

•              введение определения специализированных СРО в области ТЭК и атомной энергетики;

•              установление Перечня видов работ, которые оказывают критическое влияние на безопасность объектов ТЭК и атомной энергетики;

•              установление минимальных требований к выполнению таких видов работ;

•              обязательное членство в специализированных СРО подрядных организаций, выполняющих работы, указанные в Перечне;

•              порядок наделения членов специализированных СРО правом выполнения работ, указанных в Перечне;

•              порядок перевода средств КФ СРО при переходе из СРО в специализированные СРО;

•              порядок присвоения статуса специализированным СРО по представлению Минэнерго и Росатома;

•              установление требований к составу коллегиального органа управления специализированных СРО.

Судьбу нового законопроекта предсказать достаточно сложно. С одной стороны, доводы его авторов о снижении качества строительства на объектах ТЭК проиллюстрированы экологической катастрофой в Норильске, где из-за аварии на ТЭЦ этим летом в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн разлившегося топлива, нанеся ущерб на сумму более 86 млн долларов. С другой стороны, по оценкам экспертов, следующим шагом после введения отраслевого принципа может стать появление нового национального объединения, подконтрольного отнюдь не Минстрою России, что приведет к перестройке действующей системы саморегулирования в строительстве. Предыдущий состав Правительства РФ систематически отказывал лоббистам отраслевых СРО в пересмотре реформы от 2017 года, в ходе которой был реализован региональный принцип членства в строительных саморегулируемых организациях.

Источник: Информационный портал «Правда о СРО»

Glav1 27.08.2020 compressed