Мурманская НКО решила попасть в Госреестр СРО через суд, тем самым подлив масла в огонь раскола между НОСТРОЙ и Ростехнадзором

Некоммерческая организация Ассоциация строителей Мурманской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными. Таким образом, НКО пытается заставить Ростехнадзор внести данные о себе в Государственный реестр саморегулируемых организаций. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из города отважных моряков и северных ветров.
***
Успехи СРО, которые оспаривают постановления РТН в судебном порядке, судя по всему, чрезмерно ободрили мурманских корпоративных юристов. Логика, на первый взгляд, вполне уместная – если можно оспорить постановление об исключении СРО из Единого реестра, то почему бы не оспорить отказ во включении в тот же реестр? И, так сказать, силой закона принудить надзорное ведомство к регистрации НКО в качестве саморегулируемой организации.
Заседание назначено на 12 августа и обещает быть весьма интересным кейсом с точки зрения всех организаций и их бенефициаров, которые подумывают о статусе СРО. А тем временем стоит вспомнить предысторию вопроса.
Как известно, суровый северный край и без того не обделён вниманием саморегулируемого сообщества. В Мурманской области действует сразу две СРО. Это Ассоциация «ЖСО Мурмана» (СРО-С-182-22012010), которая, невзирая на серьёзную брешь в компенсационном фонде, живёт, работает и закрываться на собирается. И Ассоциация СП «Созидатели» (СРО-С-289-26092017), которая получила свой статус в сентябре 2017 года и не очень скрывает, что является проектом высокопоставленных представителей Национального объединения строителей из славного города Санкт-Петербурга.
При этом надо понимать, что Мурманская область – регион, с точки зрения строительной отрасли, небогатый. Реестр старейшей СРО насчитывает всего 269 членов, а у «Созидателей» и того меньше – 115, а это с учётом кризиса значит, что находится в «красном секторе». И получается, выжить должен только один. Не дожидаясь развязки, в «ЖСОМ» решили пойти по проверенному пути и создали «клон» на случай серьёзных проблем – Ассоциацию строителей Мурманской области. Таким образом, в регионе, где и двоим-то саморегулируемым организациям тесно, заявила о своих претензиях третья.
Надо отдать должное, «коллеги-созидатели» отреагировали оперативно и направили письмо на имя координатора НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу Никиты Загускина на 20-ти (!) страницах, методично выискав малейшие, вплоть до запятых и знаках препинания, ошибки в заявительных документах. Однако в итоге ни «созидательное творчество», ни покровительство отдельных членов Совета не помешали НКО получить положительное заключение Совета Национального объединения.
А дальше документы завернул Ростехнадзор, и именно это решение мурманские саморегуляторы пытаются оспорить в судебном порядке. Это нормальная правовая процедура, которая ни у кого не вызывает нареканий. Что, к сожалению, нельзя сказать про сложившийся порядок вынесения решений о возможности исключения либо принятия новых СРО в Единый реестр на уровне Советов Национальных объединений.
С самого начала своего существования этот порядок справедливо критиковался как имеющий высокие коррупционные риски и вызывающий конфликт интересов. Фактически представители крупных СРО, заседающие в Совете, самостоятельно принимают решения, кому заниматься саморегулированием в Российской Федерации, а кому нет. Одни СРО, имеющие незначительный дефицит компфондов по сравнению с «историческим максимумом» исключают из Госреестра, другим прощают сотни миллионов рублей, которые были в открытую выведены и обналичены через управляющие компании. Одним отказывают в регистрации, другим разрешают, руководствуясь при этом не нормами закона, а исключительно собственным хотением.
Дошло до того, что в отзывах на документы, которые подаются на рассмотрение Совета, всё чаще можно прочитать «считаю, что в регионе достаточное количество СРО и в регистрации новых нет необходимости». Получается, что буква закона подменяется личным мнением лиц, причём, лиц материально заинтересованных. Так и в случае с мурманской Ассоциацией. Казалось бы, всё просто – если документы соответствуют требованиям законодательства, их нужно утвердить. Если нет – отвергнуть и выдать замечания. Вместо этого процесс рассмотрения превращается в «Игру престолов» с интригами и голосованиями.
Не пора ли на законодательном уровне изъять у Национальных объединений право голоса в отношении вновь регистрируемых и исключаемых СРО, оставив участниками процесса только саму организацию, государственный орган и судебные инстанции, в том случае, если решение не удовлетворит участников?!
 

Источник: Информационный портал «Саморегулирование»

Glav2 3.08.2020 compressed