Минэкономразвития колеблется – передавать или нет на уровень СРО функции госконтроля?

Министерство экономического развития РФ доработало законопроект о госконтроле. Документ был внесён в Государственную Думу в декабре прошлого года, прошёл первое чтение в апреле 2020-го и по традициям российского парламентаризма будет практически полностью изменён и переработан ко второму чтению. Насколько его положения могут затронуть систему саморегулирования в строительной отрасли, разбирался добровольный эксперт из Омска.
***
Реформа контрольно-надзорной деятельности стартовала в первом полугодии 2019 года, и с тех пор документы в рамках этой реформы продолжают медленно циркулировать по российским ведомствам. В основе её положены два главных законопроекта.
Первый об обязательных требованиях. В нём был смягчён ряд действующих норм. Если ранее говорилось об их актуализации не реже чем в пять лет, теперь законопроект устанавливает лишь необходимость проведения оценки воздействия норм как минимум каждые пять лет. Также исключена категоризация обязательных требований, исходя из степени социально опасного риска и последствий их несоблюдения

Второй законопроект устанавливает порядок контрольно-надзорного производства. В его рамках каждый шаг инспектора должен иметь процессуальное обоснование. Основная идея – переход от карательного к профилактическому подходу (в частности, за счёт риск-ориентированного подхода). В зависимости от степени риска объекты контроля делятся на категории, от которых зависит, насколько пристальным будет внимание к ним со стороны инспекторов.

Текст второй версии этого законопроекта пока официально не опубликован, однако, как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, дорабатывая законопроект о госконтроле ко второму чтению, Минэкономразвития практически переписало его. Среди самых существенных изменений – отказ от идеи контрольно-надзорного производства, а также ужесточение подхода к негосударственным формам контроля. Так, теперь исключается возможность освобождения от контрольно-надзорных мероприятий при страховании рисков причинения вреда, как этого просили депутаты, впрочем, на этот раз возражения поступают уже от бизнеса.

Наиболее радикальное изменение коснулось, скорее, понимания процесса КНД – изначально проект устанавливал, что все мероприятия (за исключением экстренных) могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства, описанного в отдельной главе. Теперь эта глава исключается, регулирование в основном затрагивает именно мероприятия. Изменён и перечень профилактических мер, из него вычеркнуты выдача рекомендаций и выпуск руководств по соблюдению требований, а также профилактическое сопровождение, перечень стал закрытым: информирование, обобщение практики, меры стимулирования добросовестности, предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.
Для саморегулируемых организаций и Национальных объединений наибольший интерес представляют изменения в статью «67 Негосударственные формы контроля». Предполагалось, что новый механизм проверок разгрузит государственные надзорные органы (в частности РТН) и передаст часть их полномочий на уровень саморегулируемых организаций. В частности, в статье 3 проекта закона говорилось:
«
В случае, если в отношении контролируемого лица проведён негосударственный контроль в соответствии с настоящей главой настоящего Федерального закона, то в отношении данного контролируемого лица плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по соответствующему предмету контроля не проводятся».
Однако во второй версии документа государство всё-таки решило подстраховаться и закрутить гайки для негосударственного контроля. Ранее предполагалось, что для членов СРО госконтроль может быть целиком заменён контролем саморегулируемых организаций в отношении своих членов.
Однако теперь в текст добавлено требование о необходимости заключения с госконтролёрами отдельного соглашения.

Также из проекта исключена возможность освобождения от контроля компаний, у которых застрахованы риски причинения вреда – теперь это лишь свидетельство их добросовестности.

Впрочем, судя по тому, с каким скрипом реформа проходит все согласования, работа над финальным текстом законопроекта будет идти ещё долго. За последний месяц это уже вторая версия поправок к основному закону реформы КНД. Первая столкнулась с критикой Аппарата Правительства РФ 8 июня, в частности, из-за неучтённых замечаний Минюста России и бизнес-объединений, после чего проект был снова доработан.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav2 23.06.2020 compressed