Директорам СРО – на заметку! Минфин предлагает ввести универсальную стоимостную предквалификацию и другие изменения в систему закупок

В перечень, включённых в Общенациональный план по восстановлению экономики, оказались включены и предложения Министерства финансов РФ по упрощению порядка госзакупок. Более того, уже подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.).

Для СРО, которые своими компенсационными фондами ОДО отвечают за выполнение строителями договорных обязательств, данные изменения могут оказаться весьма принципиальными. Саморегуляторы высказывают опасения – не приведёт ли смягчение требований по госзакупкам в сфере строительства к росту риска платежей из компфондов? В ситуации решил разобраться наш добровольный эксперт из Смоленска, которому мы и уступаем место на общественной трибуне.
***
Законопроект был разработан Минфином России ещё в феврале 2020 года, а позже доработан по вопросам в сфере строительства во исполнение дополнительных поручений первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова и зампреда Правительства Марата Хуснуллина. Помимо этого, в документе учтены отдельные предложения, поступившие при его разработке от Минобороны России, Минтранса России, ФАС России, Казначейства России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», Правительства Москвы, Правительства Московской области.

Документ включён в План дополнительных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также содержит отдельные мероприятия, предложенные к включению в разрабатываемый Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. В связи с этим документ должен быть внесён на рассмотрение Государственной Думы РФ в период весенней сессии. Как показывает практика, подобные «антивирусные» документы проходят через российский парламент достаточно быстро и принимаются оперативно.

Что же принципиально нового в проекте закона предусмотрено для российских строителей? Эксперты рекомендуют обратить внимание на норму о том, что, если сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства в рамках госзаказа, определённая в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену государственного (муниципального) контракта, существенные условия такого контракта должны быть изменены. При этом цена контракта не должна увеличиться более чем на 30%.

Похожее требование предполагается и для контрактов на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) ОКС, сметная стоимость которых по результатам экспертизы проектной документации ниже цены таких контрактов: в этом случае цена контракта подлежит обязательному снижению.

Законопроект предусматривает введение «универсальной стоимостной предквалификации», в соответствии с которой к участию в закупках стоимостью свыше 20-ти миллионов рублей будут допущены только участники, имеющие успешный опыт исполнения контракта, заключённого в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в объёме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной цены контракта. Также для участников закупки вводится рейтинг деловой репутации. Порядок формирования и применения такого рейтинга будет определён подзаконным актом.
Ещё в законе указывается, что при осуществлении закупки, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения исполнения контракта раздельно в отношении исполнения обязательств поставщика (подрядчика) по:
1) поставке товара или выполнению работы (в том числе при необходимости проектированию объекта капитального строительства, конструированию товара, который должен быть создан в результате выполнения работы);
2) последующему обслуживанию, эксплуатации (при наличии) в течение срока службы, ремонту и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Документ расширяет полномочия высших исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, позволяя им определять единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупки на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту, сносу) ОКС за счёт средств региональных резервных фондов.

Также вводится ряд особенностей для закупок, проводимых с 20 июля 2020 года по 1 октября 2020 года, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, в области работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства путём проведения открытого конкурса в электронной форме. В частности, отменяется ряд критериев и требований, которые ранее были неотъемлемой части для процедуры торгов.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav4 5.06.2020