Единственные меры поддержки, которые мог бы оказать строителям НОСТРОЙ в трудную пору, – это сократить членские взносы и остановить затратную и бессмысленную программу НОК

Как известно, с началом карантинных мероприятий Национальное объединение строителей создало так называемый «ситуационный центр по поддержке подрядчиков и застройщиков». Деятельность этой структуры состоит в том, чтобы принимать предложения от саморегулируемых организаций и самого НОСТРОЙ, размещать их на официальном сайте Национального объединения и направлять в Министерство строительства и ЖКХ РФ. Кроме того, на том же сайте публикуют новости регионов по работе строительного комплекса в условиях пандемии. Как складывается борьба Дирекции НОСТРОЙ с коронавирусом, решил узнать добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.
***
Все меры, которые публикует НОСТРОЙ на своём сайте, разделены на две категории – долгосрочные и оперативные. Предложений на сегодняшний день накопилось уже очень много. Например, оперативных – 87, долгосрочных – 52.
Большинство предложений исходит от региональных саморегулируемых организаций, которые откликнулись на призыв Национального объединения и поспешили направить письма. Есть на сайте и письма, которые к Нацобъединению, вроде бы, не имеют никакого отношения. Например, обращение губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Комаровой вице-премьеру Марату Хуснуллину, в котором предлагается разрешить открытие счетов эскроу органами государственной власти (сейчас это запрещено нормами Бюджетного кодекса).

Большинство предложений содержит перечень мер по дотированию отрасли со стороны исполнительной власти – предоставить налоговые каникулы, обеспечить выплату авансов по договорам закупок, предоставить банковские гарантии, снизить выплаты во внебюджетные фонды, снизить НДС, отменить пени и штрафы и тому подобное. Другая большая категория предложений касается снижения админбарьеров и сокращению количества проверок.

Большинство этих мер нужные и полезные, об их необходимости уже не первый год говорят представители отрасли. Однако будет ли их принимать Минстрой сейчас, в авральном режиме, в условиях ограниченного объёма средств, выделенных на поддержку строителей? Задача власти пока заключается в том, чтобы не допустить экономического коллапса и латать дыры, а не вступать в непростые процессы системного планирования.

О том, как органы власти воспринимает ностроевские письма, хорошо видно по последней таблице, куда сведены уже принятые меры. Практически все они относятся к экономике в целом, и были приняты без всяких пожеланий со стороны Национального объединения. Например, известный список системообразующих компаний страны и без того включал в себя ряд крупных застройщиков и предприятий ЖКХ. Конечно, Дирекция НОСТРОЙ может ставить эти меры себе в заслугу, но объективность такой оценки находится под большим вопросом.

Сама по себе идея собирать письма с мест и потом пересылать их в Минстрой, выглядит довольно странной. Руководители саморегулируемых организаций достаточно грамотные люди, чтобы напрямую формулировать свои предложения и без помощи посредников направлять их в Минстрой. Или, если нужно придать своим идеям какой-то социальный статус, можно заручиться поддержкой активных общественных организаций, таких, как «Опора России», ТПП, РСПП и других. Тем более, что обычно строители и саморегуляторы так и поступают, не ожидая от Национального объединения какой-либо помощи в решении своих проблем.

Остаётся открытым и вопрос о том, какую реальную пользу поток ностроевских писем принесёт специалистам Минстроя, которые обладают куда более полной картиной с мест, за счёт отчётов и мониторингов по линии региональных минстроев, РТН, Госстройинспекции и прочих официальных структур. У крупных застройщиков есть свои лоббистские возможности, которыми они умело пользуются и без всяких Национальных объединений. А что касается активных региональных СРО, то они с самого начала кризиса начали напрямую работать с местными властями, резонно рассудив, что установить более тесное взаимодействие с мэрами и губернаторами сейчас гораздо важнее, чем участвовать в организованной Дирекцией НОСТРОЙ шумихе.

Вот и получается, что все ностроевские меры сводятся к работе мальчика-посыльного, который передаёт письма от сообщества к руководству, не успевая их осмыслить и не имея полной картины происходящего. Кроме того, ситуация резко меняется от региона к региону, в связи с различиями в экономической базе, доходах населения, санитарной обстановке, наконец, даже климатических условиях. Едва ли НОСТРОЙ в этих условиях может сгенерировать какие-то полезные для отрасли идеи. Тем более, что уровень стратегического планирования Национального объединения мы недавно увидели на примере разработки Стратегии-2030.

Пожалуй, единственные меры поддержки, которые могло бы оказать строителям Национальное объединение в трудную пору, – это временно сократить членские взносы, благо накопленные резервы позволяют пойти на такой шаг. Да остановить затратную и бессмысленную программу НОК, которая станет серьёзным ударом по сотням тысяч строительных компаний страны. Но как раз в этих двух пунктах интересы Дирекции НОСТРОЙ прямо противоположны интересам сообщества. И уступать она не собирается.
 

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav2 12.05.2020