Мёртвые души НРС. Механизма, позволяющего отслеживать реальный статус специалиста, один раз попавшего в Нацреестр, не существует!

Саморегулируемое сообщество продолжает выступать с критикой Национального реестра специалистов. Одним из существенных недостатков этой базы данных является невозможность её оперативного обновления. Как показала практика, для этого сегодня не существует ни организационных, ни правовых механизмов. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Вологды.
***
В пору реализации норм Федерального закона № 372-ФЗ в части создания Национального реестра специалистов, представители строительного сообщества неоднократно указывали на принципиальную и неустранимую проблему, связанную с этим ресурсом. А именно – на необходимость отслеживания в непрерывном режиме всех изменений, связанных с членами НРС.

Для попадания в эту базу данных к инженеру предъявляется большое количество требований. Это – и образование, и стаж работы, и отсутствие судимости, и российское гражданство. И если с уже полученным образованием, и уже отработанным стажем ничего плохого приключиться не может (кроме разве что выявления фальсификаций), то остальные жизненные обстоятельства могут поменяться. Человек, который был в ладах с Уголовным кодексом, может оказаться в местах не столь отдалённых. Российский гражданин может получить грин-карту и уехать ловить счастья за океан. Наконец, все люди смертны.

При этом в законе и подзаконных актах не существует никаких механизмов учёта этих изменений. Ни технических, ни правовых, ни организационных. Как известно, писался 372-ФЗ без учёта мнения профессионального сообщества, а потому вопросы, которые, в том числе были и по порядку ведения НРС, остались без ответа. И Минстрой России, и Национальные объединения, которым было вменено в обязанности создание данного ресурса, предпочли сделать вид, что никакой проблемы не существует.

Попавший в НРС специалист остаётся там пожизненно. Вроде бы, порядок обновления информации должен быть заявительным, но кто же реально в этом заинтересован? С точки зрения строительной компании, весь Нацреестр – это неприятная обязаловка для членства в СРО, которая не имеет к реальной работе никакого отношения. Единожды более или менее законно взяв этот созданный чиновниками админбарьер, директора строительной фирмы забывают о проблеме двух специалистов до очередной проверки.

Они могут вообще в глаза не видеть, кто эти мифические Иван Иванович и Пётр Петрович, которые числятся у них специалистами НРС. Работают ли они где-то в другой фирме, лежат на койках в доме престарелых, ушли в иной мир, уехали куда-нибудь в солнечную Бразилию. Или даже вовсе никогда не существовали, а эфемерное существование обрели благодаря принтеру, фотошопу и хорошим связям консалтинговой компании с департаментом реестра НОСТРОЙ. Меньше всего директор строительной фирмы хочет следить за этим и своевременно информировать Национальное объединение.

Нет никакого резона организовывать такой мониторинг и СРО. Зачем? Чтобы терять членов? Или чтобы получить шквал судебных исков за нарушение Федерального закона № 152-ФЗ? Ведь как неоднократно указывали эксперты, НОСТРОЙ, действующий как оператор по 152-ФЗ, не наделён правом требовать от СРО исполнения действий, не предусмотренных ни Градостроительным кодексом РФ, ни Федеральным законом № 7 «О некоммерческих организациях», ни Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях» в отсутствии соответствующего договора.

Физическое лицо (специалист НРС) ранее, при включении его в Нацреестр, давало согласие на обработку и хранение своих персональных данных только для одной цели – включение в НРС (проверки на соответствие) сведений и нём, и не более.
Формируя и ведя Нацреестр, НОСТРОЙ обладает правом обработки персональных данных таких специалистов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», только на момент подачи таких персональных данных. После включения информации о специалисте в Нацреестр, право дальнейшей обработки персональных данных такого специалиста прекращается и появляется только право хранения таковых, и не более (иными словами, обезличивание данных) (часть 4 статьи 21 Федерального закона № 152-ФЗ).

Поэтому всё, что остаётся департаменту реестра Национального объединения, – это самостоятельный мониторинг на основании открытых ресурсов Минобразования России. Но, очевидно, что так можно установить разве что – реальна или нет личность члена НРС и имеет ли он инженерную специальность. Проводятся некие обзвоны с требованием повторного предоставления справок. Но такие обзвоны по определению выборочны и не позволяют выявить уже давно выбывших из реестра, по той или иной причине специалистов.

Между тем, главная причина всех проблем продолжает замалчиваться. А состоит она в принципиально ошибочной идеологии создания Нацреестра и в формальном подходе. При нынешнем положении дел не существует механизма, позволяющего отслеживать реальный статус один раз попавшего в НРС специалиста. Не поможет делу и система НОК, поскольку она тоже не даёт гарантий, что специалист после прохождения экзамена не сядет за решётку, не уедет за границу или не прикажет коллегам долго жить. Поэтому и сам ресурс, задуманный для повышения качества строительных кадров, остаётся совершенно бесмысленным проектом. Который отрасль воспринимает как обузу, а заинтересованные лица – как источник обогащения.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav3 17.04.2020