План НОСТРОЙ по созданию глобального реестра проваливается, но продолжает поглощать десятки миллионов рублей строителей

Национальное объединение строителей в косвенной форме признаёт свою неспособность выстроить эффективную работу по учёту договорных обязательств и дальнейшей цифровизации саморегулирования. Такой вывод сделал добровольный эксперт из Уфы. А почему – читайте в его материале.
***
Одним из наполеоновских планов, которые вынашивало руководство Национального объединения строителей, было создание глобального реестра, в котором удалось бы объединить ныне действующий Единый реестр членов СРО, Национальный реестр специалистов и пока существующий только в проекте реестр договорных обязательств. Новый ресурс, уже получил рабочее название «Единое информационное пространство «НОСТРОЙ – СРО – члены СРО – органы государственной власти – заказчики». Предполагалось, что оператором ресурса станет непосредственно Нацобъединение.

При этом постепенно каждый член СРО получит доступ в свой электронный кабинет и будет работать с данными напрямую, актуализируя всю информацию о себе в режиме онлайн. Таким образом в перспективе необходимость в СРО, как в некоей промежуточной информационной цепочке отпадала. А на повестке дня оставался разве что вопрос приёма платежей в компфонды и выплат из них в гарантийных случаях. Такая схема в целом неплохо вписывается в тенденции строящейся ныне цифровой экономики и, судя по всему, НОСТРОЙ получил разрешение на федеральном уровне опробовать её внедрение.

Однако сделать это оказалось не так-то просто. Помешали технические проблемы и невысокий уровень эффективности использования средств в самом Национальном объединении. Реестр членов СРО обновляется крайне медленно, не успевая отражать реальные изменения в реестрах саморегулируемых организаций. НРС задыхается от огромного количества липовых документов и существующих только на бумаге специалистов. А к реестру договорных обязательств, который по объёму данных и их сложности должен быть на порядок больше своих собратьев, и вовсе подступиться не удалось. Равно как не существует и разумных идей по тому, как можно объединить эти ресурсы в единое целое.

Как можно узнать из открытых источников, в 2019 году НОСТРОЙ проводил мероприятия по доработке программного комплекса, который позволяет СРО получать из открытых источников, таких, как ЕИС в сфере закупок и базы данных торговых площадок информацию об обязательствах членов СРО. Здесь оказалось слишком много проблем именно технического характера.

Во-первых, порядок предоставление информации в ЕИС, формат сведений и закупочное законодательство непрерывно меняются. Например, с июля 2019 года на ЕИС не публикуются сведения об исполнителях (подрядчиках) по 223-ФЗ, что также потребовало доработки программного обеспечения. В настоящее время алгоритм указанного программного комплекса использует несколько источников сведений и в отношении части контрактов может однозначно указывать поставщика по 223-ФЗ, несмотря на отсутствие информации в карточке контракта в ЕИС. А значит, даже в случае запуска ресурса, придётся держать целый штат разработчиков, которые будут оперативно отслеживать и вносить изменения в программный комплекс.

Во-вторых, не секрет, что у организаторов торгов есть свои приёмы, позволяющие как можно тщательнее «замаскировать» конкурс, спрятать его от жадных глаз манипуляторов рынка, фирм-однодневок, да и просто компаний, не входящих в привычный пул. Хитростей много. Это и использование латинских букв вместо аналогичных русских, чтобы сбить с толку поисковые сервисы, и законодательные лазейки, и искусственное усложнение условий договора, и многое, многое другое. Если ресурс призван быть реально работающим, то всё это он также должен учитывать.

Как заверяет НОСТРОЙ, была проведена работа по интеграции с дополнительными открытыми источниками данных, анализ которых позволяет снизить риски неисполнения договорных обязательств членами СРО. Так, в дополнение к сведениям ФНС, добавлены сведения о бухгалтерской отчётности членов СРО за 2012 – 2018 годы, представленной Росстатом в открытых источниках. Фактически в формате указанного программного комплекса, который сегодня функционирует на базе 1С, ведётся отработка алгоритмов работы будущего Единого реестра обязательств членов СРО.

Средства в размере 8.700.000 рублей, предусмотренные на 2019 год по этим направлениям, задействованы не были.
Кроме того, в рамках формирования Единого информационного пространства были разработаны личные кабинеты Заказчика, органа Государственного строительного надзора и СРО с возможностью анализа сведений о текущем размере обязательств, информировании СРО о заключении членами СРО новых договоров, о нарушении исполнения ранее заключённых договоров. В рамках пилотного проекта личные кабинеты были предоставлены Мосгосстройнадзору, государственному заказчику КП Москвы УГС.

На эти цели в 2019 году было потрачено 5 миллионов рублей из запланированных 10 миллионов. На 2021 год НОСТРОЙ планирует употребить на реестровые цели 30 миллионов: из них 20 миллионов – на ведение, актуализацию и совершенствование Единого реестра членов СРО, и 10 миллионов – на создание Единого информационного пространства.

Между тем, очевидно, что отслеживать закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ у Национального объединения не получается. Эта работа требует гораздо больших вложений и более высокого уровня компетенции разработчиков, чем может позволить себе НОСТРОЙ. Очевидно, что Минстрой, невзирая на повальную цифровизацию в стране, пока не торопится включаться в такого рода проекты. И без прямой поддержки главного строительного ведомства эксперименты с цифровым саморегулированием так и останутся бесполезными, хотя и крайне дорогостоящими экспериментами.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav3 3.04.2020