ASVЭкспертное мнение. Сергей Афанасьев, ответственный секретарь Общественного Совета: «Банк, в который сложатся все компфонды СРО, похоже, определен – это «Российский капитал»

Правительство России выбрало банк, который, вероятнее всего, станет базовым для всей строительной отрасли. Ответственный секретарь  Общественного совета Сергей Афанасьев считает такое решение логичным и обоснованным.

Выступая 29 апреля на IIIВсероссийском съезде НОПРИЗ, глава Минстроя России Михаил Мень обрисовал ближайшие перспективы саморегулирования. Проводимую реформу системы СРО министр разделил на три этапа. Первым, по словам Михаила Меня, стало принятие ФЗ-359 – закона, давшего конкретные права и полномочия Национальным объединениям, открывшего возможности самоочищения системы и регламентировавшего деятельность самих СРО. Вторым этапом глава Минстроя назвал «обеление» компенсационных фондов. По словам министра, «сейчас это такая лирика: 75 млрд, или 60 млрд, или 100 на счетах компфондов находится», то есть общие сведения говорят о том, что компфонды все-таки есть, но детально оценивать их состояние крайне сложно. В порядке дальнейшего «обеления» в ближайшее время будет во втором чтении рассмотрен законопроект (первое чтение прошло еще весной 2015 года), согласно которому размещение компфондов будет допускаться только в банках (или одном банке, как заметил министр), перечень которых определен распоряжением правительства.

Этот этап в отличие от третьего, реализация которого предполагается в среднесрочной перспективе (им будет в большей степени регламентирована деятельность СРО и принципы формирования саморегулируемых организаций), проходит прямо сейчас, и правительство не откладывает принятие ключевых решений в долгий ящик.

В тот же день, 29 апреля, состоялось итоговое заседание Коллегии Минстроя России. В нем приняли участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, заместитель председателя правительства Дмитрий Козак, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, помощник президента РФ Игорь Левитин, советник президента Александра Левицкая, депутаты Госдумы, главы ряда регионов, представители профессионального сообщества.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в своем докладе рассказал о передаче работы по санации ГК «СУ-155» в банк «Российский капитал» и отметил, что у строителей должен появиться свой специализированный банк, который возьмет на себя все компетенции, какими в советский период обладал Промстройбанк.

По нашей информации, именно «Российский капитал» Правительство выбрало в качестве базового банка строительной отрасли.

ПАО АКБ «Российский капитал» основан в 1993 году. Входит в топ-40 российских банков. 100% акций «Российского капитала» принадлежит Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». По состоянию на 1 апреля 2016 года, величина активов банка составила 295,28 млрд рублей, собственных средств – 18,75 млрд рублей.

Необходимость создания банка, деятельность которого напрямую завязана на нужды строительства, обсуждалась уже давно. Специалисты отрасли не раз отсылали к продуктивному опыту советского Промстройбанка и отмечали нехватку подобной структуры в современной сфере строительства.

Считаю, что решение Правительства и выбор в пользу «Российского капитала» являются продуманными и обоснованными. Банк принадлежит АСВ, то есть находится под полным государственным контролем. При этом работает не только как универсальное кредитно-финансовое учреждение, но с сентября 2015 года выполняет функции мегасанатора и по поручению правительства участвует в решении важных государственных задач. Так, только на санацию СУ-155 через «Российский капитал» выделяется не менее 20 млрд рублей. Расширение полномочий банка позволит стать ему полноценной базой всей сферы строительства.

Отмечу, что основной целью Правительства является упорядочение расходов на финансирование строительства, ведущегося за счет средств федерального бюджета. Государство является крупнейшим заказчиком в отрасли – в 2015 году было освоено в общей сложной около 6 трлн рублей на строительство объектов по госзаказу. Минстрой России и другие ведомства кровно заинтересованы в том, чтобы эти средства расходовались максимально рачительно, чтобы количество всевозможных перекосов и нецелевых трат было сведено к нулю.

Предполагается, что схема взаимодействия подрядчика госзаказа с отраслевым банком будет выглядеть следующим образом. Организация, победившая в конкурсе, открывает текущий счет в «Российском капитале», и на этот счет поэтапно поступают средства из бюджета. При этом в банке будут сформированы соответствующие департаменты, специализацией которых станет работа со сферой строительства (как это было в советское время в Промстройбанке). Победители конкурсов получат широкие возможности расходования средств, но исходя из целей и задач, предусмотренных контрактом, и под пристальным контролем со стороны специалистов банка, действующих в рамках программ проектного финансирования. И если строитель по условиям конкурса берет на себя обязательство построить школу, то он не сможет, взяв авансовый платеж, пустить эти средства на нужды, не связанные напрямую с выполнением своих контрактных обязательств.

Сейчас же порой происходит прямо противоположное. Например, победитель конкурса получает в свое распоряжение бюджетные деньги на выполнение госконтракта и размещает их на депозите. Чем дольше лежат – тем больше набегает процентов. Строитель за счет государства извлекает необоснованный доход, не особенно волнуясь о срыве сроков контрактных обязательств. Часть же недобросовестных подрядчиков и вовсе направляет средства бюджета в различные полу- и чисто криминальные схемы. Показательна в этом отношении громкая история с реставрацией Изборской крепости и Псковского драмтеатра, где загадочным образом (детали продолжает выяснять следствие) «усвоились» 1,5 млрд рублей. При этом задачи реставрации были выполнены лишь частично, с грубейшими нарушениями технологии, зато около 300 млн рублей, как уже установлено в ходе следствия, распределились по карманам мошенников.

Уверен, что государство не стремится реквизировать компенсационные фонды СРО. Перед правительством стоит много более масштабная задача – наведения порядка с бюджетными расходами в объеме 6 трлн рублей в год. Средства компфондов (как оценил Михаил Мень, от 60 до 100 млрд рублей) на таком фоне несопоставимо малы. Однако если планы по превращению «Российского капитала» в базовый банк отрасли действительно реализуются в самое ближайшее время, то перемещение компфондов в единый центр – и именно в этот банк – выглядит абсолютно логичным. В таком случае порядок распоряжения средствами компфондов будет контролироваться специалистами профильных департаментов «Российского капитала». А руководители СРО лишатся возможности рисковать деньгами строителей в банках четвертой-восьмой сотни рейтинга, как это иногда происходит сейчас из-за недостаточной компетенции директоров отдельных саморегулируемых организаций.

Таким образом, создание базового отраслевого банка и формирование в нем высокопрофессиональных структур, специализирующихся на работе со строительной отраслью, станет серьезным барьером на пути злоупотреблений в сфере госзаказа. Окажутся в выигрыше и добросовестные СРО, чьи компенсационные фонды попадут под твердые гарантии профильного государственного банка.