noizfotoЭкспертное мнение. Эксперт Общественного Совета Котенков Петр Александрович: «До 30% СРО могут потерять статус, а строители до 30 млрд. рублей, если Минстрой не учтет ошибки Юрия Рейльяна, сформированные на основании приказа 643/ПР.»

Публикация  мнения  независимого эксперта, аккредитованного Министерством юстиции РФ в качестве, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, эксперта Общественного Совета по развитию саморегулирования Петра Котенкова.

В проекте закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, который готовится Минстроем России предполагается, что средства компенсационных фондов саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55.16-1 законопроекта «средства компенсационных фондов саморегулируемой организации размещаются на специальных счетах, открытых в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации».

Исходя из этого, нормативным правовым актом Правительства РФ будет установлены порядок размещения средств компфонда и предполагается, что это будет определенное количество уполномоченных банков, исключительно в которых и надо будет размещать средства компфондов.

Однако в проекте закона и в проекте нормативного правового акта Правительства РФ (распоряжения или постановления) непременно надо прописать нормы, о том, что, кроме денежных средств, в такие банки передаются все активы СРО, в которые вложены средства компфондов.

Иначе при отсутствии таких норм в законе и подзаконном акте сложится ситуация, когда СРО вкладывало согласно действующему законодательству денежные средства компфонда в депозиты в российской кредитной организации (банке), а банк попал в систему банкротства и он не сможет выполнить постановление (распоряжение) Правительства РФ и передать все виды активов, все средства компенсационного фонда в уполномоченные банки, поскольку если будет в законе и подзаконном акте прописано, что туда перечисляются только денежные средства, то задача передачи средств компенсационного фонда не будет выполнена. Будет виновато само правительство, принявшее такой нормативный правовой акт, который не определил механизм передачи других частей компенсационного фонда СРО в эти уполномоченные банки, в то время, когда это легко передаваемо. На дату передачи средства компфондов могут быть вложены в депозиты, депозитные сертификаты, дебиторскую задолженность, ценные бумаги, недвижимость и т.д. и СРО не смогут их передать в Национальные объединения.

По данным опубликованным в сети Интернет в настоящее время количество СРО, средства которых, в том числе средства их компенсационных фондов, зависли в банкротных банках, равно не менее 30% от всех зарегистрированных в госреестре. Если предлагаемый Минстроем России законопроект и нормативный правовой акт Правительства РФ не предусмотрят, что все виды активов передаются в уполномоченные банки, либо не будет ссылки, что за исключением этого вида активов, то не менее 30% СРО будут исключены из госреестра, тем самым строители получат разрабатываемый Минстроем России законопроект и нормативный правовой акт Правительства РФ как административный барьер. Цена потерь для СРО и строителей вследствие принятия таких нормативных правовых актов, по некоторым оценкам,  будет равна не менее 30 миллиардов рублей,  а 30 миллиардов рублей в момент кризиса сыграют очень негативную роль. Учитывая, что в настоящее время строительная отрасль находится в упадке, продажи недвижимости снизились, строительные организации повсеместно разоряются. Согласно данным статистики за 2015 год ликвидировано 98 000 строительных организаций.  Исходя из такой тенденции и позиции Минстроя России, десятки миллиардов рублей достанутся в подарок руководителям некоммерческих организаций, потерявшим статус СРО.

Конечно, такой подход не может являться государственным подходом.

Кроме того, дополнительно будет нанесен удар по микро и малому бизнесу в строительной сфере, представители которого составляют 97% всех членов СРО.

Представляется, что статью 55.16-1 законопроекта надлежит дополнить частью 11, изложив ее в следующей редакции:

«11.  В случае размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в иных активах, такие средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций передаются саморегулируемой организацией в российскую кредитную организацию, соответствующую требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.».