noizfoto111Петр Котенков: «Строители не должны отвечать 30-ю миллиардами за ошибки ЦБ»

Представляем вашему вниманию публикацию независимого эксперта, аккредитованного Министерством юстиции РФ в качестве уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, эксперта Общественного Совета по развитию саморегулирования Петра Котенкова по поводу поправок Министерства строительства и ЖКХ России в Градостроительный кодекс.
Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации готовится законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

В частности статью 55.16 Градостроительного кодекса РФ предлагается изложить в иной редакции.

Так, частью 6 данной статьи предлагается при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7-9 настоящей статьи, в срок не более чем два месяца должны внести взносы в тот или иной компенсационный фонд в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не ниже минимального размера того или иного компенсационного фонда саморегулируемой организации, установленного настоящим Кодексом.

Согласно части 9 предлагаемой Минстроем России редакции статьи 55.16 ГрК РФ в случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов,

в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации, должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный в части 6 настоящей статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

Таким образом, разработчики от Минстроя России предлагают возложить на саморегулируемые организации и их членов ответственность за деятельность третьих лиц - российских кредитных организаций, в которых в соответствии с действующим законодательством СРО размещают средства компенсационных фондов. В случае, если имеющие лицензии ЦБ РФ кредитные организации длительно проводят рискованную кредитно-финансовую политику, а орган надзор не пресекает это, а затем отзывает у такой кредитной организации лицензию и она признается банкротом, то саморегулируемая организация, разместившая в соответствии с действующим законодательством свои средства компенсационного фонда, безусловно, не должна нести за это ответственность, не должна возлагать ответственность на своих членов, поскольку средства компенсационного фонда уменьшились или утрачены по вине банковской системы, конкретных должностных лиц банка, не справившихся со своими обязанностями.

В случае признания кредитной организации (банка) банкротом Агентство по страхованию вкладов, как, показывает статистика, в лучшем случае может вернуть СРО как кредитору третьей очереди - не более 17% средств компенсационных фондов. И в таком случае это будет зависеть от качества работы АСВ, которое проводит процедуру банкротства кредитной организации и ее деятельность также не зависит от деятельности СРО, которая проявляла законопослушание, но вот разрабатываемый Минстроем России проект закона предлагает ей нести ответственность за действия, возможно и преступные, третьих лиц - банков.

Такой подход к изложению статьи 55.16 ГрК РФ приведет к прекращению деятельности многих законопослушных саморегулируемых организаций, в том числе много раз проверенных Ростехнадзором и в ходе проверок которых нарушений в их деятельности не было выявлено.

В случае реализации таких предложений Минстроя России хозяйствующие субъекты - члены СРО должны будут довнести в компенсационный фонды СРО, утраченные вследствие недобросовестности и банкротства кредитных организаций миллиарды рублей, по предварительным оценкам в банкротных банках зависло более чем 20 миллиардов рублей. При этом основной удар придется на микро и малый бизнес. По оценкам рейтингового агентства РАСК, 97% членов СРО строительной сферы являются микро и малые предприятия. Последствия невозможности сбора дополнительных средств в компенсационный фонд для компенсации потерь, образовавшихся в банковской сфере, приведет, согласно нормам ГрК РФ, к лишению статуса такой СРО, а ее членов для продолжения их деятельности к обязанности вступать в иные СРО и вносить дополнительные денежные средства, тем самым положение еще более усугубится. Добиться же ситуации, когда все без исключения члены СРО внесут дополнительную часть денежных средств практически невозможно. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс РФ не допускают исключений для отдельных членов СРО не исполнять решения принятые СРО, носящие императивный характер и являющиеся обязательными к исполнению всеми членами СРО, но, между тем, добиться однородного исполнения, то есть всеми членами СРО на 100% будет невозможно. Для многих представителей микро и малого бизнеса в строительной сфере, являющихся членами СРО, исполнить требования предлагаемого Минстроем России закона будет невозможно и приведет к их разорению, повышению уровня безработицы в стране. По данным статистики в строительной сфере занято до 7 миллионов человек.

Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

То есть законодатель прямо предусмотрел, что СРО отвечает за действия своих членов, но не третьих лиц, каковыми являются в данном случае банки.

Навязывание саморегулируемым организациям обязанности нести ответственность за деятельность третьих лиц - банков идет вразрез идее саморегулирования и сути федерального закона «О саморегулируемых организациях».

В настоящее время в некоторых СРО утрачена часть компенсационного фонда вследствие банкротства кредитной организации, где он был размещен, но оставшаяся часть компенсационного фонда соответствует минимальным требованиям, является достаточной для того, чтобы нести ответственность за действия своих членов (но не банков) перед третьими лицами.

По российской статистике количество и размер взысканий из средств компенсационного фонда каждой СРО не является существенным, что свидетельствует о том, что такие СРО являются дееспособными.

Однако, в случае принятия законопроекта в такой редакции, ситуация в саморегулировании в строительной сфере резко изменится в худшую сторону.

В качестве примера можно привести ситуацию с саморегулируемой организацией Ассоциация «Саморегулируемая организация «Волгоградские строители» из города Волгограда, средства компенсационного фонда которой были утрачены и ее членам в настоящее время необходимо внести в компенсационный фонд СРО по миллиону рублей. Очевидно, что многие из них не будут этого делать, а прекратят членство в данной СРО и вступят в другую СРО, заплатив в компенсационный фонд не один миллион рублей, а всего лишь триста тысяч рублей. Но в случае с волгоградской СРО следует учитывать и неправильные действия руководства СРО, по вине которых и был утрачен компенсационный фонд. В этом случае - это вина СРО.

Но в тех случаях, когда вина в утрате средств компенсационных фондов лежит не на самой саморегулируемой организации, а на других, третьих лицах, банках, за которыми надзор и контроль в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 202 года № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) осуществляет ЦБ РФ, а расплачиваться за это должна СРО и ее члены - в основном представители микро и малого строительного бизнеса, то такое положение представляется недопустимым и вредным.

Это следует расценить как административный барьер и дополнительную финансовую нагрузку на членов СРО.

Таким образом, принятие закона в такой редакции повлечет за собой прекращение деятельности многих СРО, разорение их членов, повышение уровня безработицы и социальной напряженности, но не повлечет никакой ответственности для руководства обанкротившихся банков и руководства ЦБ РФ.

Такие предложения Минстроя изложенные в проекте части 9 статьи 55.16 ГрК РФ являются излишними и избыточными, поскольку даже имеющиеся компенсационные фонды СРО в настоящее время не востребованы.

При таких обстоятельствах представляется, что проект части 9 статьи 55.16 ГрК подготовленный Минстроем России следует изложить иным образом, а именно:

«9. В случае утраты саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда, размещенного в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях полностью или частично вследствие отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии у такой кредитной организации и признании ее банкротом, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения размера такого фонда в порядке, установленном уставом саморегулируемой организацией, но не ниже чем: саморегулируемые организации в области инженерных изысканий,

архитектурно-строительного проектирования - семь миллионов пятьсот тысяч рублей, саморегулируемые организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - тридцать миллионов рублей, в срок не более чем шесть месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта о признании кредитной организации банкротом».

Информационный портал «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)

www.all-sro.ru